Лучшее из возможного!

Размер шрифта:  Aa Aa Aa Aa Aa



Автомат включения ближнего света фар

Звуковой сигнализатор поворотов и перегрева двигателя

Принципиальная схема автомата включения фар

После внесения очередных изменений в правила дорожного движения ближний свет фар автомобиля должен быть включен постоянно. И, если забыть его выключить при постановке на стоянку, можно за несколько часов практичекски полностью разрядить аккумулятор. Хорошо, если это случится в городе. А если в лесу?...

Другая ситуация. Трогаясь, вы забываете включить фары. В этом случае весьма велика вероятность того, что в вашем бюджете появятся незапланированные расходы на штраф за невключенный ближний свет. В новых моделях автомобилей предусмотрено автоматическое включение ближнего света при движении автомобиля. Но в эксплуатации еще очень много автомобилей, где такой автоматики нет.

Именно для владельцев таких автомобилей и предназначено предлагаемое устройство. Это простой автомат включения и выключения света фар с дополнительной функцией звуковой сигнализации поворотов и перегрева двигателя. Можно, конечно, перекинуть пару проводов и фары будут включаются при повороте замка зажигания, но это не лучшее решение. В момент запуска двигателя лишняя нагрузка на аккумулятор совершенно не нужна.

При разработке ставилась цель создать простое устройство для включения ближнего света, требующее минимального вмешательства в схему электрооборудования автомобиля, все подключения должны производиться только параллельно существующим цепям. Никакого разрезания проводов, никаких дополнительных датчиков. Это позволит в случае необходимости просто отключить устройство для восстановления штатной схемы электрооборудования. И никакого дополнительного потребления энергии от аккумулятора при выключенном зажиганни. Нисколько, ни одного микроампера...

Логично, если свет фар будет включаться при начале движения, но датчиком движения или электронным спидометром оборудованы далеко не все автомобили. А устанавливать его самостоятельно сложно и хлопотно. Поэтому было принято решение включать фары с небольшой задержкой после пуска двигателя и выключать их после останова. В качестве датчика работы двигателя использован датчик давления масла.

Но ведь забыть выключить можно не только фары. Не вовремя выключенные сигналы поворотов могут ввести в заблуждение других водителей и привести к аварийной ситуации. Поэтому, делаем "три в одном". В дополнение к автомату включения фар вводим звуковую сигнализацию поворотов. Простое подключение звукоизлучателя параллельно сигналам поворотов опять нельзя признать удачным решением. Постоянные сигналы, особенно в пробках, будут раздражать водителя и пассажиров. Поэтому, я сделал так, что короткий звуковой сигнал звучит только три раза, затем пауза 15 сигналов и вновь три коротких сигнала. Своего рода неназойливое напоминание.

Ну и, наконец, третья функция - звуковой сигнализатор перегрева двигателя. Ведь загоревшуюся лампочку можно и не заметить, а результаты перегрева могут быть весьма плачевны.

А теперь подробнее о схеме и алгоритме работы. Схема автомата показана на рисунке 1. Как уже упоминалось, вмешательство в штатное электрооборудование автомобиля минимальное, достаточно под приборной панелью дополнительно подключить всего 9 проводов. Основа устройства - контроллер DD1 типа PIC16F630. Сигналы со всех датчиков ограничиваются на уровне 5-6 В и подаются на входы контроллера. С датчика температуры снимается аналоговый сигнал, порог срабатывания сигнализации устанавливается подстроечным резистором R5.

Фары и габариты включаются контактами реле К1. Пьезогенератор BF1 включается ключом на VT2. Выключатель SA1 позволяет при необходимости отключить автоматику. Ну, например, на время прохождения техосмотра. Ведь это вмешательство в схему и конструкцию автомобиля, и как на него посмотрят официальные лица трудно предсказать…

Теперь об алгоритме работы сигнализатора. После включения зажигания на контроллер подается питание и он последовательно опрашивает состояние всех входов. Давления масла нет, датчик замкнут и на входе "Pm" нулевой уровень. Если переключатель наружного освещения выключен, фары выключены. Но, при необходимости, их можно включить вручную. Ждем пуска двигателя.

После пуска двигателя датчик давления масла размыкается и на входе "Pm" устанавливается напряжение, равное напряжению в бортовой сети автомобиля. Спустя 5 сек после пуска двигателя контроллер включает реле К1, которое своими контактами включает наружное освещение. Что именно будет включено - габариты, ближний свет или дальний свет фар - определяется положением подрулевого переключателя.

Трогаемся. При повышении температуры двигателя до предельного уровня напряжение на входе "Temp" падает примерно до 3,5...4 В, Это вызывает срабатывание компаратора в контроллере и он начинает отсчет времени задержки на включение звукового сигнала. Пока температура не понизится, каждые 30 сек будет звучать звуковой сигнал длительностью 1 сек. Если остановить двигатель, сигнал отключится и не будет раздражать водителя.

Если включить сигнал поворота, прозвучат три коротких звуковых сигнала, их начало синхронизировано с включением ламп поворота. Затем 15 включений и выключений ламп пройдут в тишине. Если сигнал поворота все еще включен, вновь прозвучат три коротких сигнала и цикл повторится. Так будет продолжаться до отключения поворотов. На включение аварийной сигнализации, когда мигают одновременно левые и правые повороты, устройство не реагирует.

Приехали. Останавливаемся и выключаем двигатель. Давление масла падает, контакты датчика замыкаются и на входе "Pm" устанавливается нулевой уровень. Контроллер отключает реле К1 и фары выключаются. Если ранее, до начала или во время движения, был включен выключатель наружного освещения, то при отключении реле фары останутся включенными. В этом случае после останова двигателя прозвучит звуковой сигнал длительностью 3 сек, напоминающий водителю, что фары необходимо выключить вручную. Если фары включить вручную уже после останова двигателя, контроллер понимает, что водитель сделал это сознательно и не раздражает его звуковыми сигналами.

Схема подключения к электрооборудованию автомобиля на примере ВАЗ-2105, чертеж печатной платы, а также особенности конструкции и наладки автомата приведены в подробном описании.


PDF Подробное описание
ZIP Платы в Sprint Layout 4.0 и схемы в Orcad 9.1
ZIP Прошивка и исходный текст программы контроллера на ассемблере