Лучшее из возможного!

Размер шрифта:  Aa Aa Aa Aa Aa



Автомобильное зарядное устройство с цифровым ампервольтметром

Схема автомобильного зарядного устройства

Описание опубликовано в журнале «Радио» № 7, стр. 40...42 и № 8, стр. 38...41 за 2008 г. Зарядное устройство с цифровым ампервольтметром.

В настоящее время существует большой выбор автомобильных зарядных устройств на любой вкус и кошелек. Однако, исходя из опыта эксплуатации, можно сделать вывод, что нет необходимости усложнять конструкцию и стоимость вводя "хитрые" алгоритмы зарядки, – все равно существенно увеличить срок службы батареи не удастся. Единственное, что обязательно должно быть в зарядном устройстве для автомобильного аккумулятора, это защита от замыканий в цепи нагрузки и защита от переполюсовки, т.е. ошибки в полярности подключения аккумулятора. Ведь никогда не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Учитывая свой опыт покупки автомобильного стробоскопа, который оказался игрушкой, непригодной для использования по назначению, я решил больше не рисковать и изготовить самодельное зарядное устройство. Естественно, на современном техническом уровне, простое, дешевое, надежное и удобное в эксплуатации. За основу я взял схему автомобильного зарядного устройства «Кедр». Оно серийно выпускалось в течение многих лет и хорошо себя зарекомендовало.

В устройстве «Кедр» для контроля процесса зарядки использовался единственный прибор – стрелочный амперметр. В принципе это оправдано, ведь большой точности тут не требуется. Однако напряжение на батарее, а особенно динамика его изменения в процессе зарядки дает информацию о состоянии батареи и может предотвратить как ее неполную зарядку, так и перезарядку. Для этого необходимо контролировать напряжение с точностью до 0,1 В, но стрелочный прибор такую точность обеспечить не может, поэтому для данного устройства был разработан цифровой ампервольтметр.

Принципиальная схема зарядного устройства показана на рисунке. Основа ампервольтметра - LCD индикатор HT1613 (HT1611, KO-4B) и микроконтроллер ATtiny15L, предназначенный специально для использования в зарядных устройствах. Он содержит десятиразрядный АЦП и дифференциальный усилитель с коэффициентом усиления 20. Это позволило в процессе зарядки контролировать напряжение на батарее с точностью до 0,01 В и зарядный ток до 0,01 А. Устройство смонтировано в корпусе от отслужившего свой срок автотрансформатора АРБ-250. Подобные автотрансформаторы широко применялись для питания телевизоров 30 лет назад. От него же использован и тороидальный сетевой трансформатор.

Если возникнут сложности с приобретением индикатора HT1613 (HT1611, KO-4B), его можно заменить на светодиодные индикаторы. Одним из первых такое устройство на AT90S1200 предложил Эдуард (UA4NX). Описание можно найти на его сайте http://ua4nx.qrz.ru. Известен вариант и на ATmega8. На всякий случай я выкладываю архив с копией странички UA4NX, копией описания конструкции на ATMega8 и Datasheet на индикатор.

В настоящее время контроллер ATtiny15L снят с производства. Ближайшие аналоги - ATtiny25, ATtiny45, ATtiny85. К сожалению, аналоги не полные, даже в режиме совместимости с ATtiny15L. Поэтому я доработал программу, новый вариант прошивки подходит для любого из трех перечисленных контроллеров. Схема и печатная плата прежние, методика наладки и алгоритм работы также не изменились.

Единственное отличие - калибровочный байт никуда записывать не нужно. В новых контроллерах это делается автоматически при старте.


PDF Подробное описание
ZIP Плата в Sprint Layout 4.0 и схема в Orcad 9.1
ZIP Прошивка и исходный текст программы контроллера ATtiny15L на ассемблере
ZIP Прошивка и исходный текст программы. Вариант для ATtiny25/45/85 (ver. 17-04-2012)
ZIP Замена индикатора HT1613 (HT1611, KO-4B)